Посты / Отдых в Карпатах фотоотчет. День пятый. Восхождение на полонину Борсучина. Ночевка у гуцулов. Часть первая.

07.02.2017 19:54
Несмотря на жуткую усталость, наши соседи таки уговорили нас опять пойти в горы. На этот раз на полонину Барсучина, которая находится в Ворохте. В конце концов, гора уже не такая крутая и высокая. Плюс на верху живет гуцул Василий, который подготовит нам ночлег и еду. Решили и отправились опять в дорогу.

Поход на Говерлу оказался очень изматывающим. И наша семья была полностью измождена. Поэтому мы взяли себе один день отдыха. И провели его на базе, восстанавливая силы. Честно говоря, я уже не думал, что мы будем снова куда-то карабкаться и взбираться на горы. Но никогда не говори никогда.

Читать:
Отдых в Карпатах фотоотчет. День первый. Подбор места, дорога, садиба.
Отдых в Карпатах фотоотчет. День второй. Поездка в Яремчу и на водопад Гук.
Отдых в Карпатах фотоотчет. День третий. Поездка в Буковель.
Отдых в Карпатах фотоотчет. День четвертый. Восхождение на Говерлу

Когда я уже полностью расслабился и думал, чем бы это таким не экстремальным заняться, ко мне подошли наши новые знакомые из соседнего домика - Богдан и Светлана. И все-таки уговорили меня и Аню опять совершить небольшое приключение. Подняться с ночевкой на полонину Борсучина, что в Ворохте, где супер красивые виды и живут гуцулы, полностью отрезанные от благ цивилизации. Подъем обещан был быть легкой прогулочкой, которая должна была принести только одни положительные эмоции. Ха-ха. Но скажу сразу, забегая вперед, что все трудности действительно этого стоили.

Богдан после продолжительных поисков нашел для нас проводника, Василия, который согласился нас провести через лес на полонину. Сразу скажу, что тем кто хочет сэкономить денег на проводнике и попытаться самому выйти на полонину, то знайте, что вы можете в том лесу остаться навсегда. Василий оказался профессиональным проводником с отличным знанием всего региона. Живет он в Ворохте. Найти его было очень не просто. И, если я не ошибаюсь, то нам его порекомендовали в службе спасения. Цена за подъем и обратно - 300 грн. (12,6$) с группы. Дам на всякий случай его номер телефона. Думаю, что кому-то может пригодиться.
+38 (097) 287-93-07 Василий проводник, Ворохта.

Так как день стоял очень жаркий, то я одел на ноги спортивные тапочки. Пожалуй, это была не самая лучшая идея. Нужно было одевать кроссовки. После опыта с Говерлой мы уже взяли большие рюкзаки, где было много воды, и теплая одежда. Все-таки, мы шли с ночевкой в горы. А еще я прихватил с собой чехол со штативом. А это дополнительные пять килограмм, которые мне реально напоминали о себе всю дорогу туда и обратно.

С Василием мы договорились встретиться в Ворохте, возле небольшого магазинчика. Богдан со Светой поехали на своей машине, а мы с Аней, Алисой и Гердой, поехали на своей. Решили, что лучше ехать двумя машинами, а не на одной, чтобы не зависеть друг от друга. Да, кстати. Проводник еще по телефону предупредил, что на полонине нет электричества. Поэтому мы прихватили с собой фонарики, что было очень кстати. Недвижимость гуцулов на полонине была не обременена такими привычными вещами, как санузел и электричество.

Машины мы оставили во дворе большого частного дома в Ворохте, который принадлежал тому самому гуцулу на полонине, к которому мы и собирались в гости. Как мы выяснили позже, то ему же принадлежал и магазин в Ворохте, и часть полонины. Гуцула тоже звали Василий. А если точнее, то Василий Саманюк. Очень неординарная и интересная личность. Как оказалось, то еще и очень известный человек. Василий Саманюк решил себя посвятить возрождению старых гуцульских традиций, и для этого не жалеет ни своего времени, ни финансов. И если вы любитель не просто походить по лесу и полазить по горам, а еще вам очень интересны такие вещи, как традиции, предметы старины, старые обряды, настоящая гуцульская кухня и как жители гор возрождают животноводство, то вы просто обязаны посетить это место и пообщаться с этим человеком. Позитивное настроение вам будет обеспечено. Но об этом позже.

Опять же, не ради рекламы, а для тех кто ищет интересных и незабываемых приключений, то даю телефон Василия Саманюка:
+38 (097) 688-75-00 Василий Саманюк, Ворохта

Оставив машины во дворе, мы должны были совершить восхождение на гору Борсучина, где и находится очень живописная полонина. Гора называется так, потому что в местных скалах есть много нор, где обитают барсуки. Норы мы видели, а вот с барсуками не сложилось. Для начала, нам пришлось пройти сквозь село, после чего мы уже смогли войти в сам лес.

Честно говоря, толком отдохнуть от Говерлы мы так и не успели. Плюс было с нами много груза, а жара стояла невыносимая. А я еще и тапочки на ноги одел. Поэтому восхождение для нас было не очень легким. Даже собаке было тяжело. Но она придумала очень хитрый план. Убегала вперед метров на двести, а потом ложилась на землю и дожидалась нас. Жаль, что у меня так не получается.

Село закончилось и мы начали подбираться к лесу. Вокруг просто неимоверное количество земляники. Мы ее наелись на год вперед. А вот черники в этих местах маловато.В Татарове же все было наоборот.

Мы вышли из села

Наш поход во многом затянулся именно из-за того, что мы очень много собирали земляники и грибов. Но лично мне это давало время на отдых, да и полакомиться земляникой тоже было очень приятно.
Собираем землянику

Наш проводник много нам рассказывал о местной живности. Здесь водится много кабанов (кстати ими пол леса перекопано), оленей, косуль, лис, волков, медведей и рысей. Раньше были и барсуки. Но в последние годы, что-то не встречаются. Чаще всего, дикие животные сторонятся человека, особенно летом. А вот в зимние периоды, волки постоянно совершают набеги на домашний скот в горах. И это немаленькая проблема. Так как есть экземпляры по 80 кг весом. Лично я бы не хотел встречаться с такими зверюшками. А в прошлом году медведица с малышом забрела на окраину села. И с ними случайно повстречалась местная жительница, когда собирала чернику. Так медведица на нее набросилась и прилично подрала когтями. К счастью, все обошлось, и женщина скоро поправилась. Но это скорее исключение, чем правило, что медведи забредают в села.

Мы же по дороге встретили только такого зверя :) Почти леопард!
Лесная лягушка

Лес - царство всевозможной зелени. Здесь все время влажно и на деревьях часто встречаются красивые лишайники.
Красивый лишайник

А вот с дорогой в лесу нам не повезло. Дороги, собственно говоря, и не было. Так как дождь даже в хорошую погоду в горах обычное явление, то дорога напоминала сплошную грязевую жижу. На полонину что-то завести можно только суровыми грузовиками с полным приводом и громадным клиренсом. Чаще это ГАЗ 66. Но даже такие машины постоянно застряют в грязи. И по дороге было видно, что водители подкладывали под колеса бревна и камни. А еще было много следов от лошадиных копыт. Это, пожалуй, самый идеальный вид транспорта в этих суровых местах.  Идти сквозь лес, между деревьями, задача невыполнимая. Идти по колее не возможно, так как нога уходит в болото, чуть ли не по колено. Поэтому постоянно приходится скакать по обочине, все время выбирая оптимальный путь. Сохранить чистую обувь и чистые лапки удалось не всем. Мы такое количество раз сворачивали прямо посреди густого леса, что еще раз повторюсь - без проводника тут можно остаться навсегда.

Дорога в лесу

Вообще, в лесу было полно грибов. В основном сыроежек, лисичек и белых. О, вот интересная находка. Белый гриб просто гигантских размеров. Он был уже старый и мы его не взяли. Но когда смотришь на него, то просто не веришь своим глазам. Он был просто громаден. Судя по внешнему виду, то много зверюшек успело попробовать его на вкус.
Белый гриб

Этот белый гриб больше похож на монстра, чем на красивый боровичок.
Огромный белый гриб

Некоторую часть пути приходилось идти не по дороге, а через густой лес. Задача эта непростая. Так как весь лес завален упавшими деревьями, ветками и изрыт кабанами.
Густой лес

Так как вся наша группа активно занималась сбором грибов, то нести наши сокровища мы доверили нашему проводнику. Чем больше мы собирали, тем тяжелее ему было нести.
Проводник Василий

Дорога то шла наверх, то уходила вниз. Спешить на такой местности уж точно не стоит. Нужно очень внимательно смотреть за тем, куда наступать, так как можно поранить ногу об острые ветки.

Свете часто везло на сыроежки. И насобирала она их немалое количество. Но вкусные именно зеленоватого цвета, а вот сыроежки красного цвета горчат. И их лучше не брать.
Красивая сыроежка

Наш проводник очень много знал о местной флоре и фауне. Поэтому я постоянно засыпал его вопросами, и он охотно делился со мной своими знаниями.

Путь через лес

Герде очень нравилось в лесу. Она все время что-то вынюхивала, пила водичку с горных ручьев и была вполне себе счастлива.
Собака Герда отдыхает

И вот мы шли и набрели на полянку, где росло очень много лисичек. Ребенок был просто счастлив.
Сбор лисичек

И не только ребенок был счастлив.
Сбор грибов
Лес оглашают наши дружные отчаянные крики :"Алиса! Не ходи по лисичкам!". А как по ним не ходить, если они повсюду?
Это, наверно, самый "лисий" склон в лесу.

Старания явно стоили результата. Грибов мы насобирали меряно-немеряно. (Это лишь одна из горсток, принесенных Светой).
Много лисичек

Лисички облюбовали для жизни очень живописный и крутой овраг, на дне которого протекал горный ручей.
Горный ручей

Собаку же собирание грибов не особо интересовало, и воспользовавшись подвернувшейся возможностью она отдыхала от тяжелей дороги.
Собака сторожит вещи

И вот когда мы насобирали кучу грибов и вышли на финальную тропинку, и до полонины нам оставалось всего десять минут хода, по лесу прокатились раскаты грома. Собака перепугалась насмерть, но бежать и прятаться было некуда. Начался сумасшедший ливень и мы за десять минут прилично вымокли. А минут через 15 дождь закончился, как вроде ничего и не было.

Финальная тропинка к полонине.
Горная тропа

И вот мы уже на месте. На полонине стоит информационная доска, где в числе прочего написано, что Евросоюз финансово помогает этой местности. Но хозяин сказал, что пока и копейки в глаза из этой помощи не увидел.
Полонина Борсучина

Вот это гуцульский домик, где живет хозяин, Василий. В дом с собакой заходить нельзя. Герду мы привязали под навесом, где хранятся дрова. Там же она и заночевала.
Гуцульский домик

Это поляна, где пасутся коровы. Отсюда открывается очень живописный вид на горы.
Коровы

Богдан изучает местность и предлагает нам после обеда совершить поход на самую вершину горы.
Богдан
​Это маленький гостевой домик, который строиться для новых гостей.
Еще один гостевой домик

Слева находится хлев для животных. Там живут коровы, свинки и кони. Справа - кухня, где нас вкусно кормили.
Полонина Борсучина

Информационный щит с информацией про местность и местную культуру.

А это Алиса, измазанная земляникой, которую активно потребляла в лесу.

Алиса

Подъем вместе со сбором грибов и ягод занял у нас около двух с половиной часов. Что является неплохим результатом, особенно учитывая плохую дорогу. Мы все устали и очень сильно проголодались. Поэтому решили вначале пообедать, а потом уже совершить поход на вершину горы. Но Аня и Алиса решили остаться, так как сил уже куда-то карабкаться просто не было.

Итак, гуцул Василий приступил к приготовлению для нас настоящего баноша, а девчонки - к чистке грибов. При этом наглый конь все время пытался что-то спереть у нас из еды, прямо со стола.  Но об этом уже я расскажу в следующей статье.